В воскресенье, 29 апреля, компания Blue Origin провела очередной тестовый запуск новой многоразовой ракеты New Shepard, а также космического аппарата, который в перспективе будет использоваться в качестве туристического судна, доставляющего людей к границам космического пространства. Для серии ракет этой модификации это был уже восьмой запуск и второй для самой ракеты. Но в отличие от ярких и красочных запусков SpaceX, сопровождающихся мощным пиаром, фанфарами и прямыми трансляциями, для Blue Origin это лишь второй раз, когда компания сделала один из своих тестов открытым для общественности в реальном времени. Почему такая секретность?
Запуск ракеты New Shepard 29 апреля
Никто в Blue Origin – ни руководители, ни даже сам основатель Джефф Безос – не говорит о том, почему разработки компании окружены такой завесой тайны. Однако если посмотреть на ту информацию, которая обычно предоставляется в официальных интервью представителями компании, становится понятно, что Джефф Безос и Blue Origin скорее больше уделяют свое внимание собственно разработке и производству своего продукта, нежели следуют простому желанию подключиться к хайпу вокруг «второй космической гонки».
«Космос – это серьезная вещь. Ставки здесь очень высоки», — ответила Кейтлин О’Киф Дитрих, начальник отдела по связям с общественностью компании Blue Origin, на вопрос портала Engadget о том, чувствует ли компания какое-либо давление со стороны и нет ли у нее желания ускорить тесты благодаря использованию наработок и достижений ее конкурентов в лице SpaceX и Virgin Galactic.
«Наша философия заключается в постепенном, поэтапном подходе развития программ космических технологий. И благодаря именно такому подходу мы смогли добиться ощутимого прогресса», — добавила Дитрих.
Если говорить более простыми словами, то Blue Origin совершенно неинтересен весь тот медиацирк, который устраивает SpaceX. Компания не старается превзойти своих конкурентов в каждом отдельном взятом проекте – она просто ведет тихую, неторопливую разработку двух ракет (New Shepard и New Glenn) и надеется осуществить первый пилотируемый полет до конца 2018 года. Blue Origin волнует только Blue Origin. Вот и все.
Пока рано говорить – действительно ли выбранная стратегия Blue Origin эффективнее той, что используется SpaceX или нет. Конкуренция – двигатель прогресса. Однако со столь быстрым ростом и развитием коммерческой индустрии (и явным желанием SpaceX ее монополизировать) очень легко заиграться в эти инновации и прогресс, упустив из виду собственно главную цель всей этой соревновательной гонки.
Кто победит в ней? Тот, кто сможет отправить людей в космос дальше, чем когда-либо. В этом смысле все действительно стараются не спешить и рассматривают эту возможность в более долгоплановой перспективе. В интервью Дитрих отметила, что, наблюдая за стремлением всех вокруг создать будущее, в котором миллионы людей будут жить и работать космосе, компанию Blue Origin «радует каждый новый шаг на пути создания новых и более производительных систем».
Возвращаясь к вопросу скрытности запусков, следует отметить, что вечно умалчивать о своем прогрессе в разработках Blue Origin тоже не удастся. В конце концов компания стремится к тому, чтобы продавать билеты обычным людям за право побывать в космосе. И пока не покажешь, чего ты достиг, денег тебе никто не принесет.
Что же касается более близких перспектив, то компания не забывает и об обычном росте. Например, согласно последней информации, Blue Origin ведет конкурентную борьбу за право получить контракт на разработку нового класса орбитальных ракет для ВВС США.